Продажи туров за рубеж на украинском рынке уже просели. И хотя, по прогнозам, при отсутствии усугубления внешней и внутренней ситуации все быстро вернется на круги своя, результат все же налицо. В случае с въездным туризмом (инкаминг) последствия будут не столь быстротечными, но, возможно, более длительными.
Потому что объявление военного положения в стране или в отдельных областях обычно влечет за собой соответствующую реакцию внешнеполитических ведомств с призывом воздержаться от посещения территорий с особым режимом.
«Первая ласточка» уже есть: посольство США в Украине рекомендовало американским гражданам пересмотреть порядок поездок на территории с военным положением.
Аналогичные рекомендации вполне могут последовать и от дипломатических ведомств других стран.
Но новости распространяются гораздо быстрее коммюнике, и на планы туристов они оказывают не меньшее влияние. Если не большее. Тем более что часто люди не видят разницы между военным положением по всей стране или в отдельных областях.
Режим военного положения: последствия для туризма
По данным Туристического пресс-клуба, отельеры Львова (в этой области режима военного положения нет) уже констатируют уменьшение бронировок со стороны индивидуальных туристов и организованных групп из-за рубежа.
Представители некоторых иностранных СМИ из соображений безопасности тоже отказываются приезжать в нашу страну.
И это в условиях, когда инкаминг только начал оживать после событий 2014 года.
И все же часто звучат мнения о том, что не все так плохо.
Президент Национальной Туристической Организации Украины Иван Липтуга напоминает, что въездной туризм может оставаться «на плаву» даже в условиях войны. На своей страничке в Facebook он приводит в пример Израиль, где туризм очень быстро восстанавливался даже после активных военных действий. А порой, как ни парадоксально, это даже способствовало еще большему оживлению инкаминга.
По мнению же народного депутата и главы подкомитета Верховной Рады по вопросам туризма, курортов и рекреационной деятельности Анны Романовой, туриндустрию губит не столько военное положение, сколько отсутствие стратегического видения ее потенциала со стороны чиновников. Такое мнение она озвучила в недавнем интервью онлайн-журналу «Новое Время».
Вадим Федоров