Где в Киеве прячутся архитектурные шедевры

Где в Киеве прячутся архитектурные шедевры

Киев может похвастаться несколькими модернистскими зданиями мирового масштаба, возведенными во второй половине XX века. Впоследствии они стали достопримечательностями, поглядеть на эти архитектурные шедевры советской эпохи приезжают даже зарубежные туристы.

Ведь модернизм в целом и брутализм в частности перестали считаться “гадкими утятами” архитектуры. Все меньше тех, кто называет здания, построенные в этом стиле, “советскими коробками” и “серыми стенами”. Зато растет число их поклонников.

Широко известны Крематорий на Байковом кладбище, гостиница “Салют”, “тарелка” Института информации на Лыбедской. Наберется и десяток шедевров советского уровня — Дворец “Украина”, Украинский дом, гостиницы “Лыбедь” и “Русь”. А ведь сколько осталось модернистских шедевров, обойденных вниманием горожан и исследователей архитектуры.

Здания Укравтодора и института Укрдорсвязь

Адреса: ул. Антоновича, 51 и ул. Академика Заболотного, 3
Архитектор: Авраам Милецкий

Авраам Милецкий знаменит прежде всего как автор Киевского крематория и гостиницы “Салют”. Также архитектор приложил руку к проектам гостиницы “Москва” (“Украина”) на Крещатике, парку Славы и автовокзалу на Московской площади.

В 1960-х Милецкий удачно перестроился на новые течения в архитектуре. Построенные им в 1971-1976 годах здания лабораторного корпуса Министерства автодорог УССР (сейчас — Укравтодор) на улице Антоновича и института Укрдорсвязь на улице Академика Заболотного разительно отличаются от прочих административных зданий той эпохи.

Это не пластины-параллелепипеды со сплошным остеклением и горизонтальным стилобатом, а пластичные здания с множеством объемов, скругленными углами и нетипичными для советского “высотного” модернизма отдельными (а не ленточными) окнами. Обе башни скорее напоминают лондонский брутализм, нежели типичный советский проектный институт.

Укрдорсвязь на Теремках отличается от Укравтодора на Антоновича небольшим количеством деталей: формой венчающей здание башни и “стекляшки” на ней и наличием стилобата. Оба здания отделаны серой штукатуркой, имитирующей необработанный бетон, типичный материал брутализма. К сожалению, здание Укрдорсвязи сейчас заброшено.

Музыкальная школа на Виноградаре

Адрес: просп. Гонгадзе, 9 а
Архитектор: Эдуард Бильский

Жилой массив Виноградарь на северо-западной окраине Киева — уникальное явление в типовой советской архитектуре. Это авторский проект архитектора Эдуарда Бильского, пытавшегося создать идеальную среду для жизни.

Одно из крупнейших реализованных общественных зданий по индивидуальному проекту на Виноградаре — музыкальная школа на Синем озере, построенная в начале 1980-х годов.

Здание, по очертаниям напоминающее то ли лиру, то ли морское животное, расположено на берегу озера на краю леса. У него нет главного фасада, все стороны одинаково выразительны.

В фасаде главного входа есть что-то храмовое, над входной группой возвышается сдвоенный пилон, который мог бы быть звонницей. На ребристые боковые фасады, обращенные в сторону леса и жилого массива, выходят окна аудиторий.

К сожалению, первоначальная облицовка темно-красной плиткой была выполнена некачественно, и в 2000-х годах ее заменили на бежевую штукатурку, из-за чего школа утратила изначальный вид.

Универсамы на Оболони и Борщаговке

Адреса: Оболонская площадь, 6 и проспект Леся Курбаса, 6 г
Архитекторы: Михаил Будиловский и И. Веримовская

Магазины самообслуживания (иначе — универсамы) появились в нашей стране в начале 1970-х годов. До этого, как и в дореволюционные времена, в каждом отделе было бы по продавцу, которого просили подать или взвесить тот или иной продукт, а затем оплачивали покупку отдельно от других.

Первые три универсама в Киеве городской исполком решил строить в новых районах — на Оболони и Борщаговке, и на Нивках, на проспекте Победы. Последний решили строить по общесоюзному типовому проекту в виде прямоугольного ангара. К работе над остальными универсамами привлекли архитекторов Будиловского и Веримовскую.

https://www.future-ua.org

Первый универсам в Киеве и по этому проекту открылся в 1973 году на главной площади Никольской Борщаговки, второй — на площади Дружбы Народов на Оболони в 1976 году.

Здания облицованы кирпичом “в пустошовку” — швы расположены на глубине, что создает дополнительный рельеф фасада. Объемы здания как бы спускаются каскадом к главному входу, стеклянные плоскости перемежаются кирпичными стенами. Внутри устроен двухэтажный атриум с балконами. Универсамы сохраняли первоначальный вид до 2000-х годов, пока они не вошли в состав одной из торговых сетей. После этого здания обшили цветной вагонкой и изменили интерьеры.

Жилой дом на площади Победы

Адрес: ул. Дмитриевская, 2
Архитектор: Михаил Будиловский

Еще один объект архитектора Михаила Будиловского находится на площади Победы, на улице Дмитриевской. Сейчас этот девятиэтажный жилой дом почти ничем не отличается от множества подобных девятиэтажек во всех районах Киева, но 40 лет назад он напоминал архитектурные шедевры Ле Корбюзье.

Весь объем дома (как и универсам, он облицован кирпичом “в пустошовку”) покоится на брутальных монолитных “ногах”. Это не каприз архитектора — дом стоит на водонасыщенных грунтах, и “ноги” здесь играют роль укрепления. Часть опор закрыта легкими конструкциями, внутри которых находятся кафе и магазины.

Фасады дома были не менее выразительны. Фасад, выходящий на площадь Победы, изогнут — каждая секция стоит под небольшим углом к соседней; а корпус на Гончара украшен балконами в шахматном порядке.

Жилой дом на Верхней улице

Адрес: ул. Верхняя, 3
Архитектор: Владимир Шевченко

Как мы уже убедились на предыдущем примере, в советское время строилось не только типовое жилье. И если в 1970-х индивидуальные проекты от типовых отличались только качеством отделки и необычными конструктивными решениями, то к концу эпохи советской власти для номенклатуры строились целые модернистские дворцы.

Один из таких был построен в 1987 году около бульвара Дружбы Народов, на улице Верхней, по проекту архитектора Владимира Шевченко. Двухсекционный 18-этажный дом с множеством выступающих друг над другом объемов нависает над трассой. Дом стоит на склоне, из-за чего парадный вход расположен на третьем этаже.

Дом на Верхней и его ровесники — жилые дома на Днепровской набережной на Березняках, жилой комплекс на улицах Антоновича и Малевича, дома на Мельникова — представляют собой особый позднесоветский киевский стиль, не встречающийся более нигде в экс-СССР. Эти дома характеризуются членением на множество объемов, завершает их массивный, облицованный чаще всего коричневой плиткой куб. В этих домах неплохие по советским меркам планировки, строились они в основном рядом с центром города или в “элитных” районах того времени.

Похожие записи