Есть на свете места, куда тебя тянет неведомая сила. Хочется просто стоять на холме и молчать. Смотреть, как колышутся травы, как солнце дробится в волнах на миллион осколков, как сбегает вниз, к лиману, запретная для тебя дорога. И искать крошечную белую точку справа на горизонте – там соединяют свои воды Днепр и Южный Буг. И если это жрецы выбирали место для основания города, они угадали, ведь Ольвия просуществовала почти тысячу лет…
Памяти друга
У входа в национальный заповедник – эмблема Ольвии, орел над дельфином, что означает власть города над морем. Но по факту море – есть, чего не скажешь о городе.
Что сразу удивляет в Ольвии, так это соседство музейных порядков и обычной жизни. Местные мальчишки гоняют мяч в исторической Заячьей балке, а через дорогу от нее вдруг замечаешь обычный сельский дом, с верандой и котом. Повезло же кому-то жить прямо на территории заповедника, по соседству с античным склепом…
Впрочем, все село Парутино, граничащее с Ольвией, построено «по рутенах» – «на руинах» древнего некрополя. Причем если руины жилых кварталов города-государства раскинулись на площади 50 гектаров, некрополь (место захоронений) занимает все 500 гектаров. Разросся за тысячу лет.
Заповедник был основан в 1926 году, а национальным стал в 2002-м. Сейчас Ольвия принимает чуть больше 10 тысяч туристов в год.
Филиал Греции на холме
На высоком берегу Бугского лимана законсервирована античность в чистом виде: только архаика, классика, эллинизм. Ни раньше, ни позже – ни в Бронзовый век, ни в Средневековье – люди здесь не жили. И только в век, образно называемый поэтами «железным», они вернулись в Ольвию, но уже не поселиться, а поглядеть, что здесь может пригодиться в хозяйстве.
От города-государства мало что осталось вовсе не потому, что потомки греческих переселенцев плохо строили. Совсем наоборот. Здания, храмы, крепостные стены, даже камни мостовых – все то, что благополучно простояло века и уцелело при набегах, разбирали и вывозили «благодарные» последующие поколения. Из ольвийского камня построена Турецкая крепость в Очакове. Турки в конце 1700-х вывозили морем стройматериалы в промышленных объемах. Да что далеко ходить – наверное, нет такого двора в Парутино, где не было бы хоть одного ольвийского камня. Так удивляться ли тому, что в Ольвии уцелели лишь два склепа и несколько алтарей?
Остается только представлять себе этот кусочек Греции на холме, храмы с колоннадами, мощные оборонительные стены. Их толщина у берега, как выяснилось недавно, доходила до 5 метров.
Название Ольвия означает «счастливая». А любой счастливый и богатый город рано или поздно привлекает завоевателей и грабителей. Довелось слышать и такую версию, что счастливыми ольвиополитов называли не по причине богатства, а потому что в религиозных мистериях им открывалась великая тайна – со смертью жизнь человеческая вовсе не заканчивается. И еще говорят, что Ольвия не выстояла в конце концов именно потому, что были разрушены ее храмы и прекратились мистерии.
Ольвия в лапидарном стиле
На открытой площадке греются на солнце, мокнут под дождем и сохнут на ветру каменные экспонаты, которым все нипочем: пара саркофагов, кнехты (на них накидывали канаты, удерживающие корабли у причала), шершавые каменные якоря, фрагменты водопровода… Но как же выливали воду из неподъемного каменного корыта? Вопрос мой выдает полное незнание жизни – на это есть рабы…
В заповеднике можно осмотреть два музея. В зале лапидария собраны каменные свидетели жизни ольвиополитов – жертвенные алтари с заметными до сих пор следами красного вина, фрагменты мраморных скульптур, камни для размалывания зерна, весовые гири – тоже каменные…
А более хрупкие находки археологов хранятся в музее Ольвии – до него от лапидария пять минут ходу. К слову, тут становится очень понятным выражение «в лапидарном стиле». Это значит краткий, сжатый, лаконичный – как надпись, высеченная на камне.
Скульптуры вокруг ольвийских музеев – современное творчество, искать в них смысл полагается самостоятельно.
Черепки тысячелетий
Это вовсе не маяк, а сигнальная башня светового телеграфа. И кстати, еще не известно, что круче. Линия оптического телеграфа была проложена в 1830-е годы от Николаева до Измаила, чтобы можно было командовать флотом на расстоянии. Теперь это сооружение служит музеем. Здесь выставлены коллекции культовых фигурок, украшений и всевозможнейшей посуды, от крошечных флакончиков до двухметрового диаметра рыбных блюд. Есть и монетки – круглые и в форме дельфинчиков.
Экскурсовод перечисляет десятки греческих названий ваз, чаш, черпаков, кувшинов и рассказывает об их назначении. В Ольвии посуда служила показателем высокого статуса, и пировать ольвийские мужчины ходили со своими именными киликами. Из которых, лежа на топчане и подпирая голову рукой, пили вино – очень густое, с добавлением меда и лекарственных трав, поэтому его разбавляли водой в специальных вазах, называемых кратерами.
В музее можно оценить и симпатичный античный лайфхак (и кто только придумал это жуткое слово). Кувшинчик с горлышком хитрой конструкции, из которого виночерпий мог наполнить три чаши одновременно, называется ойнохойя. Хотя, может быть, это изобретение вдохновлено совсем не ленью, а любовью к зрелищам либо же невозможностью решить, кому из уважаемых гостей наливать вино первым? Жаль, что в музее не демонстрируют туристам этот процесс.
Посуда, привезенная из Греции, стоила дорого. Если сосуд разбивался, его скрепляли свинцовыми скобками и продолжали им пользоваться.
Представлена в экспозиции и кухонная утварь. Гигантские сковородки говорят о том, что рыба тут водилась большая. А кроме того, жаровни помогали обогревать жилища ольвиополитов.
Особую роль в жизни торгового города играли амфоры. Сегодня кажется, что пользоваться сосудом такой формы было крайне неудобно. Но стоит сообразить, что люди жили в домах с земляным полом, и все становится на свои места. Зарыл амфору в песок – и места занимает меньше, и содержимое хранится, как в холодильнике. А главное, что загружать такую тару в трюмы было, как теперь говорят, настолько эргономично, что целых три тысячи лет амфоры оставались вне конкуренции – вплоть до конца XIV века. В них перевозили вино, масло, зерно. В них даже хоронили, и такой печальный экспонат тоже есть в музее.
Но ни мраморных скульптур, ни драгоценных металлов вы в экспозиции не увидите. Все мало-мальски ценные находки вывозят – на месте нет условий для их хранения. Хотя археологи говорят, что могли бы занять своими экспонатами и тысячу квадратных метров.
Идешь по Ольвии – и видишь под ногами россыпи черепков, в том числе и от чернолаковой керамики. Если посуда разбивалась так, что уже и не починить, осколки шли на укрепление дорог. Редко кто может устоять и не увезти отсюда на память кусочек глиняного ольвийского счастья.
Посторонним В., или Запретная археология
Где-то там, на берегу, волны омывают черепки амфор, стекает по тысячелетнему камню родниковая вода, но туристам туда ход закрыт. Как только вас потянет спуститься вниз, к лиману, – взгляд тут же наткнется на запрещающую табличку. В отдалении иногда мелькнет «примета пейзажа» – охранник с собакой. Посторонним нечего делать на раскопках – есть утвержденный маршрут, по нему и гуляйте…
К слову, местным жителям (и позвольте без обид высказать догадку, что в Парутино выросло не одно поколение археологов-аматоров) даже нет необходимости пробираться на территорию заповедника – они могут выкопать археологическое сокровище просто у себя в огороде. Несколько лет назад на одном из именитых мировых аукционов «всплыла» пара золотых вещиц из Ольвии, проданных за 25 и 35 тысяч долларов…
Но до археологического туризма здесь – как до неба. А ведь хочется тайн прошлого, вечерних посиделок у костра и разговоров по душам – и не пугают ни спартанский экспедиционный быт, ни перелопаченные в самый солнцепек тонны земли. Сколько довелось слышать и читать рассказов бывших студентов о летних раскопках в Ольвии! Говорят, что человек «заболевает» игрой в гольф после того, как его укусит мифический «жучок гольфа». Наверное, есть какой-то свой скарабей и у археологии.
Приобщиться к этой тайне (пусть даже просто посмотреть, как выглядят раскопки) туристы в Ольвии если и смогут, то очень не скоро. Пока объект не будет расчищен, подготовлен и открыт для осмотра. Когда на это найдутся силы и средства. И когда найдут общий язык занимающиеся развитием туризма ведомства и Академия наук. А по поводу сроков – в Помпеи туристов пустили только через 30 лет, и копали там масштабно, а наша Ольвия все еще находится в начальной стадии исследования и музеефикации.
Но кто это вон там, в воде, один на весь этот запретный для нас берег, где глаза не могут наглядеться на синеву и охру? Рыбак… Все счастье этого берега досталось археологам!
Загадай желание
Столько подношений богам было сделано на этом алтаре, столько сладкого вина и драгоценного масла вылито в круглое углубление, что любое правильно загаданное здесь желание неминуемо сбудется. «А как правильно?» – пытаем экскурсовода. А вот как: пожелать всем сердцем что-то такое, от чего никому не будет вреда, и сделать какое-то материальное приношение. Монетку или хотя бы цветочек, в зависимости от задуманного.
Но денежек в углублении алтаря нет – их забирают если не боги, то местные мальчишки:) Зато нам рассказывают, что одна девушка уже лет восемь приезжает в Ольвию раз в год – загадывать новое желание. Чаще не надо. Говорит, сбываются.
Прямо от алтаря мы уходим к своему автобусу. А навстречу нам, на этот благословленный богами берег, идут взявшись за руки Он и Она. Самое интересное всегда остается за кадром.
Как добраться в Ольвию
Из Николаева (с автостанции Дачная) и из Очакова в Парутино можно доехать автобусом.
Заповедник открыт для посетителей с мая по ноябрь без выходных, в рабочие дни – с 8 до 17, в выходные – с 9 до 16 часов.
Начало экскурсии – не позже 16 часов в рабочие дни и 15 – в выходные.
Стоимость взрослого входного билета (с осмотром двух музеев, двух склепов и городища) – 15 грн.
Стоимость детского входного билета – 10 грн.
Стоимость взрослого билета с экскурсионным обслуживанием – 20 грн., детского – 15 грн.
Группы от 10 человек и больше. Продолжительность экскурсии – 1,5-2 часа.
Цены и впечатления 2018 года здесь.
Гелена Завадская
Фото: Юрий Першин, Гелена Завадская
ExpertTur благодарит за организацию поездки Николаевскую областную государственную администрацию и туркомпанию «Лидер-Тур»